Трудный путь к истине

          Впервые я познакомился с Лидией Асеновной Христевой на первой Всесоюзной конференции по гуминовым удобрениям в 1961 году. Конечно, многие ее публикации мне были известны. Знал я и то, что Лидией Асеновна руководит единственной в стране проблемной лабораторией, которая нацелена на создание и применение новых видов удобрений с использованием гуминовых составляющих, и эта работа сопровождается обширными многоплановыми исследованиями механизмав физиологической активности гуминовых веществ.

          В этот период коллектив кафедры общей химии Тюменского сельскохозяйственного института, который я возглавлял, интересовали вопросы утилизации отходов (а при снятии формальных ограничений и целевого продукта) крупнотоннажного производства гуминовых препаратов для специальных электротехнических целей, которое было создано при нашем участии, на одном из предприятий Тюмени.

Поэтому, при поездке на конференцию, у меня уже было намерение обсудить ряд вопросов нашей научно-исследовательской работы с ведущими специалистами в области изучения и применения гуминовых кислот, и прежде всего с Лидией Асеновной Христевой.

          Приехав в Днепропетровск, в кулуарах конференции я попросил профессора С.С. Драгунова познакомить меня с Лидией Асеновной.

Встреча состоялась после одного из заседаний. В приватном разговоре, к моему удивлению, выяснилось, что Л.А. Христева уже имела некоторые сведения о нашей работе, получив их, по-видимому, от проф. Т.А. Кухаренко, которая участвовала на определенном этапе в разработке технологии на предприятии, с которым мы работали.

          Беседа с Лидией Асеновной продолжалась приблизительно 40-50 минут в форме обсуждения заранее заготовленных мной вопросов и обмена информацией о новых направлениях исследований.

Первые впечатления личностного характера – это простота общения, живость разговора, целеустремленность и умение слушать собеседника.

По окончанию разговора, Л.А. Христева предложила мне познакомиться с лабораторией. Осмотр лаборатории произвел на меня очень благоприятное впечатление.

           Для себя я отметил: какой высокой энергией и «пробивной» способностью обладает эта женщина, если она смогла сформировать в лаборатории парк приборов вполне современного уровня. А ведь в тот период времени сельскохозяйственная наука практически не получала «лимитов» на приобретение новейших приборов. Даже при наличии денег многое без «лимитов» приобрести было невозможно.

          Запомнился один фрагмент нашей беседы о механизме физиологического действия гуминовых кислот. В тот период Лидия Асеновна, не без оснований, полагала, что ГК оказывают действие главным образом на окислительно-восстановительные процессы в клетках растений.

          В связи с этим, она показала в лаборатории громоздкое сооружение из металлической сетки, под которым помещались измерительные приборы с микроэлектродами и высказала озабоченность тем, что, несмотря на все ухищрения с экранированием внешних электрических полей, не удается преодолеть артефакты в результатах измерений.

Позже Лидия Асеновна направила к нам на кафедру своего сотрудника – Леонида Бобыря, для ознакомления с методами определения окислительно-восстановительных потенциалов и равновесий, используемых в наших лабораториях.

           В дальнейшем наши контакты с профессором Л.А. Христевой продолжались при встречах на научных конгрессах, конференциях в своей стране и за рубежом, а также в форме не очень регулярной переписки.

Следует отметить, что на всех научных мероприятиях, в оргкомитетах при подготовке документов для Правительственных и общественных организаций Лидия Асеновна всегда была в центре событий и целеустремленно, настойчиво отстаивала свои взгляды, привлекала к себе единомышленников и жестко вела дискуссии с оппонентами, которые нередко вульгализировали идею использования гуминовых препаратов. Она безусловно, была лидером в области изучения физиологической активности гуминовых веществ и создала авторитетную научную школу, работы которой продолжаются и пользуются широкой известностью.

          По содержанию и тональности, сохранившиеся у меня письма Лидии Асеновны весьма различны, но везде преобладают организационные вопросы, связанные с решением задач продвижения научных разработок в области гуминовых удобрений и физиологически активных препаратов в производство.

           В 70-е годы проходила обширная перестройка системы научной аттестации в ВАК, и это привело к дезорганизации защиты диссертаций. В одном из писем Лидия Асеновна задает вопрос о возможности защиты докторской диссертации по агрохимии А.М. Галушка в Омском СХИ, где я был членом совета. Я дал положительный ответ, но, по-видимому, возник другой вариант.

           В письме, датированном 20 февраля 1980 года Л.А. Христева пишет мне: «…очень озабочена отсутствием от Вас заявок на конференцию, которую разрешено провести Министерством сельского хозяйства СССР». Далее поясняет, почему важно участвовать. Одновременно будет проходить выездное заседание Госкомитета по науке и технике СССР и сессия Совета по торфу при президиуме ВАСХНИЛ, а поэтому решение и рекомендации будут иметь большое значение.

           Конференция в Днепропетровске прошла в июне 1980 г. И была организована блестяще. На ней присутствовало большинство крупных ученых и специалистов, работающих в области исследования, производства и применения физиологически активных гуминовых препаратов.

           В докладах были освещены обширные материалы об эффективности применения гуминовых препаратов и удобрений в различных регионах страны, обсуждены теоретические вопросы и особенности технологий производства целевой продукции из различного органического сырья.

           Резонанс на это событие, как и ожидала Лидия Асеновна, оказался очень большим и конструктивным, как со стороны Госкомитета по науке и технике СССР, так и со стороны Президиума ВАСХНИЛ. Конечно, система принятия решений была весьма инерционна. Тем не менее, в письме, присланном через год, Л.А. Христева пишет: «Хочу поставить Вас в известность о тех реальных возможностях для нашего дела, которые появились».

           Во-первых, появилась возможность подать заявку «…в Госкомитет Совмина СССР по науке и технике о включении в государственный план Вашей тематики по изучению физиологически активных веществ и их использованию в народном хозяйстве».

           Во-вторых, в конце ноября, вопрос с использованием физиологически активных веществ в сельском хозяйстве будет слушаться на Совете ВПО «Сельхозхимия». Далее Лидия Асеновна сообщает, что после этого будут приняты конкретные меры по внедрению в производстве препаратов и удобрений, эффективность которых доказана.

           В связи с этим, Лидия Асеновна, предложила мне внести на заседание ВПО «Сельхозхимия» свои предложения, что и было сделано.

Энергичные действия Л.А. Христевой «разбудили» углехимиков. В связи с открывающейся перспективой крупномасштабного использования органогенного сырья в сельском хозяйстве многие научные учреждения углехимического профиля существенно активизировали исследовательскую работу в области изучения гуминовых веществ.

В сентябре 1978 года Научный совет по химии твердого топлива АН СССР и его Украинская секция провели выездное заседание в г. Донецке, посвященное вопросам получения и применения гуминовых препаратов в народном хозяйстве.

           Школа Л.А. Христевой была представлена докладом И.И. Ярчука. В решении и рекомендациях заседания Научного Совета АН СССР фактически подтверждались и развивались положения, сформулированные в 1980 г. В Днепропетровске и уже частично реализуемые в производстве, благодаря инициативам профессора Л.А. Христевой. Тем не менее, важным был пункт Решения: «Провести работы, направленные на расширение производства и использования гуминовых препаратов».

          Увы, принятым Постановлениям не было суждено свершиться.

В 1988 году скончалась Лидия Асеновна Христева – выдающийся ученый, талантливый организатор науки, добрый и волевой человек, посвятившая всю свою жизнь изучению природы гуминовых веществ, их физиологическому действию и борьбе за их продвижение в производство. А через три года исчезло и само государство, в котором уже начали открываться горизонты использования гуминовых препаратов в сельском хозяйстве, медицине и технике.

           Отдавая дань памяти Лидии Асеновны Христевой, следует вспомнить, что признание ее научных достижений выходило далеко за границы Советского Союза. Она проявляла большую Международную мобильность. Она являлась председателем IV Комиссии Международного общества по торфу, неоднократно выступала с докладами на традиционных симпозиумах «Гумус и растение» в Чехословакии, на различных научных форумах в США, Польше, Ирландии, Болгарии и даже – по особому приглашению – в Папской академии Ватикана.

            Лидия Асеновна Христева прожила нелегкую жизнь, но ярко озаренную научным творчеством. Лучшей памятью ее имени являются многие тысячи гектаров посевов сельскохозяйственных культур, обрабатываемых гуминовыми регуляторами роста-адаптогенами на территории Украины, России и других стран СНГ.

 

 

И.Д. Комиссаров

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия